Творческая мастерская Aлёшиных


Проблема производства качественной сувенирной продукции остается одной из важных задач современного рынка товаров, предлагаемых населению, и особенно в тех местах, где значителен поток туристов. Напомним, что сувенир (от французского souvenir - воспоминание, подарок на память) означает предмет либо напоминающий о пребывании в некоем городе, о посещении исторического памятника, музея, выставки, предприятия, либо связанный с каким-то важным событием или праздником.
Сувенир может быть произведением декоративно-прикладного искусства, изделием народного творчества или дизайна, или репликой (копией, выполненной в другом материале или масштабе) музейных экспонатов, в том числе и археологических памятников.
В качестве положительного примера изготовления сувениров в древнерусском стиле хотелось бы привести изделия, выполненные в творческой мастерской Алёшиных, с успехом реализуемые в специализированных магазинах при музеях Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.
Генрих Александрович Алёшин родился 1937 году в Новгороде. Технолог по обработке металла резанием, он в 1965 году начал заниматься художественной обработкой металла. Вскоре молодой ювелир становится участником городских и областных выставок декоративно-прикладного искусства, а затем и всей северной зоны России (Петрозаводск, Сыктывкар, Череповец, Вологда).
Более 30 лет Г. А. Алёшин разрабатывал образцы сувениров на предприятиях Новгорода. Это были декоративные тарелки, подсвечники, медали, плакетки, обложки записных книжек, юбилейные и памятные знаки, подвески и браслеты. Все изделия выполнялись художником на основе серьезного изучения и знания произведений древнерусского прикладного искусства, миниатюр и тератологического орнамента книг, архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XI-XIV веков. Технические приемы изготовления сувениров были традиционно ручными. Тонировка и полировка позволяли максимально использовать свойства металла, усиливая гармонию линий и форм.
В 1990-е годы член Союза художников России Г. А. Алёшин организовал творческую лабораторию, сосредоточив внимание на изготовлении сувениров-украшений, образцами для которых стали ювелирные изделия, найденные в результате археологических раскопок как в Новгороде, так и в других культурных центрах Древней Руси. Очевидно, что интерес к этой теме был обусловлен и местом рождения ювелира, и личным знакомством с крупнейшим специалистом в области древнерусской истории и археологии В. Л. Яниным, много лет руководившим новгородскими исследованиями.
Все изделия в мастерской Алёшиных выполняются небольшими сериями по авторской технологии, вручную, с применением техник гравировки, чеканки, вальцовки, тиснения. Используемые материалы - медь и её сплавы; часть изделий покрывается серебром. На протяжении последних десяти лет в мастерской разрабатываются новые образцы изделий в древнерусском стиле, что позволяет постоянно обновлять коллекцию.
Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит из реплик женских украшений. Это - лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых стали изделия ХI-ХIV веков. Так, в створчатых браслетах использованы формы и декор археологических находок ХII-ХIII веков, а в пластинчатых - орнаменты архитектуры Владимиро-Суздальской Руси: сферические браслеты появились в результате переработки древнерусских шейно-нагрудных украшений. Особо хочется отметить наличие в коллекции таких изделий как гривны, которые достаточно редко создают современные ювелиры.
Головные и шейные украшения-лунницы, височные кольца, колты и разнообразные подвески декорированы фигурками и птиц в сочетании с растительным орнаментом. Особое место занимают изображения мифологических животных, что отражает склонность мастера к созданию фантастических образов с использованием сложной скандинавской плетёнки. вместе с тем, следует отметить, что автор, учитывая требования современных эстетики, вкусов и моды, несколько переосмысливает назначение некоторых украшений, предлагая, например, использовать колты или височные кольца в качестве накладного украшения или декоративных серег.
Представленная коллекция реплик древнерусских украшений является, по нашему мнению, удачным примером того, как культурные традиции могут транслироваться через современные изделия. Очевиден потенциал этого направления, подтвержденный опытом крупнейших музеев и культурных столиц мира.

Статья из книги “Ювелирное искусство и материальная культура” 2007
Наталья Калашникова*
Санкт-Петербург, РЭМ

* Наталья Калашникова - Член Союза Художников России;
Доктор культурологии;
Профессор;
Ведущий специалист Российского этнографического музея;
Заслуженный деятель науки РФ.

Читайте также по теме
Реконструкция-реплика(…)Особого рассмотрения достоин вопрос о выполнении аксессуаров для реконструируемого костюма, которые могут представлять собой реплику, сделанную в измененном материале и масштабе с экспонатов, хранящихся в музеях. В качестве положительного примера изготовления таких реплик хотелось бы при...