Амулеты топорики


Топор. Один из самых распространенных оберегов XI - XII вв. С одной стороны, топор был оружием Перуна, - это подтверждает украшающий его циркульный орнамент. С другой стороны, топор - часть походного вооружения. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Хотя топор в индоевропейской мифологии – оружие бога-громовика и почитание его у славян в основе своей связано с культом Перуна, археологический контекст наших находок не дает указаний на то, что они имеют какое-либо отношение к почитанию высших божеств языческого пантеона.

Бронзовые топорики-амулеты не были известны на Руси в Х в.. когда язычество было официальной государственной религией; устойчивая «иконография» амулета сложилась в XI в., когда святилища Перуна были уже разрушены. Сам тип топора, который воспроизводят амулеты, не древняя архаичная, а новая форма оружия, получившая распространение лишь в ХI в. По-видимому, после принятия христианства дружинники быстро отказались от почитания высших языческих богов, но языческие верования, связанные со специфическим укладом жизни профессионального воина, напротив, получили в XI в. дальнейшее развитие, что выразилось в появлении особых типов воинских амулетов. топорики-амулеты не имели широкого распространения среди сельского населения. Их владельцами были главным образом жители городов, военных крепостей и дружинных поселков.

Из статьи Н. А. Макарова
«Древнерусские амулеты-топорики»

Читайте также по теме
Возвращение древних образов                  Каким быть православным нательным крестам и иконкам? Интерес и священства, и простых верующих, и ювелиров к древнерусским образцам несомненен. А потому – большое внимание привлекают их реп...